Ан-225 «Мрия» (укр. мрія «мечта») (по классификации НАТО: Cossack — «Казак») — транспортный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки ОКБ им. О. К. Антонова. Уникальный транспортный самолёт был спроектирован и построен на Киевском Механическом Заводе в 1984—1988 годах. Первый полёт был совершён 21 декабря 1988 года. Изначально было заложено 2 машины, в настоящее время один экземпляр находится в лётном состоянии. Второй экземпляр существует в виде задела. Оборудован шестью авиадвигателями Д-18Т производства ОАО «Мотор Сич»
Техническое описание.
Ан-225 представляет собой шестимоторный турбореактивный высокоплан со стреловидным крылом и двухкилевым оперением. Самолёт создан на основе тяжёлого транспортного самолёта Ан-124.
Основные отличия от Ан-124 таковы: - Новый центроплан; - Увеличение длины фюзеляжа за счёт вставок; - Замена хвостового оперения на двухкилевое; - Отсутствие хвостового грузового люка; - Увеличение количества стоек основного шасси; - Система крепления и наддува наружных грузов; - Два дополнительных двигателя.
В остальном, Ан-225 практически полностью соответствует самолёту Ан-124, что существенно облегчило и удешевило как его создание, так и эксплуатацию.
Назначение.
Причиной постройки Ан-225 была необходимость создания авиационной транспортной системы для проекта многоразового космического корабля «Буран». Основным назначением тяжёлого транспортного самолёта в рамках данного проекта была перевозка различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту старта. Также существовала важная задача доставки космического челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах.
Кроме того, предполагалось использование Ан-225 в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, что требовало от самолёта грузоподъёмности не менее 250 тонн. Так как блоки ракеты-носителя «Энергия» и сам «Буран» имели габариты, превышающие размеры грузового отсека Ан-225, на самолёте предусматривалось крепление наружных грузов. Наличие спутной струи от закреплённого наверху фюзеляжа крупногабаритного груза потребовало заменить хвостовое оперение Ан-124 двухкилевым, чтобы избежать его аэродинамического затенения.
Таким образом, Ан-225 создавался как самолёт, предназначенный для решения узкого круга достаточно уникальных транспортных задач, но использование Ан-124 в качестве основы дало ему определённые качества универсального транспортного самолёта.
Самолёт имеет возможность: - перевозки грузов широкого назначения (крупногабаритных, тяжёлых, длинномерных) общим весом до 250 т; - внутриконтинентальной беспосадочной перевозки грузов весом 180—200 т; - межконтинентальной перевозки грузов весом до 150 т; - перевозки тяжёлых крупногабаритных моногрузов весом до 200 т снаружи на фюзеляже; - самолёт является базой для создания авиационно-космических систем.(Проект)
Самолёт обладает вместительной грузовой кабиной, которая позволяет перевозить внутри фюзеляжа различные грузы, например: - 16 десятитонных универсальных авиационных контейнеров УАК-10; - 50 легковых автомобилей; - моногрузы весом до 200 т (турбины, генераторы, автосамосвалы «БелАЗ», «Комацу», «Юклид» и т. п.).
Размеры грузовой кабины: длина — 43 м, ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м. Грузовая кабина самолёта герметична, что значительно расширяет его транспортные возможности. Над грузовой кабиной — кабина для шести человек сменного экипажа и 88 человек, сопровождающих груз. Все системы управления дублированы четырёхкратно. Бортовой комплекс погрузочного оборудования, а также конструкция переднего грузового люка с рампой обеспечивают быстрое и удобное проведение погрузочно-разгрузочных работ. Самолёт способен перевозить уникальные грузы на фюзеляже, габариты которых не позволяют разместить их на других наземных и воздушных транспортных средствах. Для установки этих грузов на фюзеляже имеется специальная система крепления.
Рекорды.
На данный момент (2010) Ан-225 является самым тяжёлым грузоподъёмным самолётом, когда либо поднимавшимся в воздух. Единственный самолет, превосходящий Ан-225 по размаху крыла, это деревянный Hughes H-4 Hercules, который относится к классу летающих лодок и поднимался в воздух всего один раз в 1947 году.
На Ан-225 было установлено множество мировых рекордов, в том числе и рекорд взлётного веса и грузоподъёмности. 22 марта 1989 года Ан-225 совершил полёт с грузом 156,3 тонны, в котором было одновременно побито 110 мировых авиационных рекордов. Такое достижение — рекорд само по себе. В общей сложности, данный самолёт — обладатель около 250 мировых рекордов.
В августе 2009 года самолёт этой серии был занесён в Книгу рекордов Гиннесса за перевозку самого большого в истории авиации моногруза общим весом в 187,6 тонн. Это был генератор весом в 174 тонны, который транспортировался вместе со специальной рамой из немецкого Франкфурта в Ереван, для новой армянской электростанции. Экипажу самолёта вручён сертификат, свидетельствующий о внесении рекорда судна в «Книгу рекордов Гиннеса». Получив от компании "GS Engineering & Construction" (Южная Корея) заказ на доставку этого груза, специалисты АНТК им. О. К. Антонова рассчитали, что при весе генератора в 174 тонны и длине его опоры 9 м, нагрузка на погонный метр кабины самолета составляет более 19 тонн, что значительно превышало допустимо значение в 10 т. Для снижения этого показателя инженеры разработали специальную раму весом 16 т. В результате удалось достичь необходимого распределения нагрузки и уложиться в ограничения по посадочной массе самолета по условиям аэропорта Еревана.
Таким образом, "Мрия" стала абсолютным мировым рекордсменом в тяжелом весе. На ее счету рекорд по перевозке максимального коммерческого груза 247 тонн, максимального коммерческого моногруза - 186,7 тонн, и абсолютный рекорд грузоподъемности - 253,8 тонн.
На данный момент мировая потребность в транспортных самолётах такого размера настолько невелика, что ожидать в ближайшее время появления сравнимых по массогабаритным характеристикам самолётов не приходится, так что "Мрия", скорее всего, ещё надолго останется самым большим самолётом в истории мирового авиастроения.
10 июня 2010 года перевезён самый длинный груз в истории воздушных транспортировок - две лопасти ветряка длиной 42,1 м каждая.
Использование.
В настоящее время Ан-225 выполняет коммерческие грузовые перевозки в составе авиатранспортного подразделения АНТК им. О. К. Антонова — авиакомпания «Авиалинии Антонова». Также проводятся проектные работы по использованию самолёта в качестве летающего стартового комплекса для авиационно-космических систем. Один из перспективных проектов — украинско-российская многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС).
Самолёт Ан-225 «Мрия» имеет большую степень преемственности и унификации по системам, агрегатам, узлам и деталям планёра, силовой установки и оборудования с сертифицированным самолётом Ан-124-100.
23 мая 2001 г. Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) и Укравиатранс выдали сертификаты типа на Ан-225 «Мрия».
Источник
Сообщение отредактировал Tanest 25 июля 2010 - 12:15